Что делать, если Вам позвонил «коллектор»
Возвратом просроченной задолженности занимаются различные юридические лица, в том числе:
- основным видом деятельности которых является возврат просроченной задолженности, включенные в государственный реестр и получившие соответствующее свидетельство (разрешение), дающее право осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности. Это, так называемые "коллекторы". Контрольно-надзорные функции, в том числе проведение проверок, в отношении "коллекторов", возложены на ФССП России;
- микрокредитные, микрофинансовые (МФО) и кредитные организации (банки). Контрольно-надзорные функции в отношении данных юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Центральный Банк РФ.
Следует обратить внимание, что органы ФССП России не наделены контрольно-надзорными полномочиями в отношении МФО и кредитных организаций, в том числе не наделены полномочиями и по проведению проверок их деятельности.
В случае возникновения вопросов, связанных с возвратом просроченной задолженностии и вытекающих из деятельности МФО и кредитных организаций, в целях сокращения сроков рассмотрения обращения, заявитель вправе обращаться непосредственно в Центральный банк Российской Федерации (его отделения). При этом, заявитель в любом случае вправе направить обращение и в органы ФССП России.
Узнать, является ли организация "коллекторским агентством", МФО или кредитной (банковской), можно на официальных интернет-сайтах ФССП России (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/), а также ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/; http://www.cbr.ru/credit/; http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/).
Обращаем Ваше внимание, что государственные органы имеют также и интернет-приёмные, размещенные на официальных интернет-сайтах. Подача документов через интернет-приёмные сократит время на почтовую пересылку.
Основополагающим законодательным актом, установившим правила осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности и обеспечивающим при этом защиту прав и законных интересов физических лиц, является Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон).
Положения Закона устанавливают единые правила поведения кредитора и должника при осуществлении возврата просроченной задолженности.
Напоминаем, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках Закона, правомерны и сами по себе не могут рассматриваться как нарушение прав.
Кредиторы и лица, действующие от их имени, имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, голосовых и смс-уведомлений, электронной и почтовой переписки.
Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником.
Любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов в выходные/праздничные дни (по местному времени);
Личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю.
Телефонные переговоры допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Следует отметить, что речь идет именно о состоявшихся телефонных переговорах, а не количестве "сброшенных, не отвеченных" звонков! Если Вы не ответили на звонок кредитора и между Вами и кредитором не состоялся диалог, сам по себе вызов не считается телефонными переговорами. ВАЖНО! Закон не регламентирует количество телефонных звонков, Закон регламентирует количество телефонных переговоров!
Сообщения (телеграфные, текстовые (смс), голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.
Кредитору при любых контактах с должником запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества.
Не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц, как и не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера не исполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.
Кроме того, следует отметить, что кредитор (его представитель) может осуществлять взаимодействие в целях возврата просроченной задолженности с третьими лицами (родственниками, соседями, коллегами должника и т.д.), но только с письменного согласия должника и отсутствия несогласия со стороны этих третьих лиц.
Обращаем внимание, что лучшая защита от "коллектора" - взвешенный подход и оценка своей реальной платежеспособности при оформлении договора займа (кредитного договора). Поэтому ВСЕГДА читайте условия предоставления кредита (займа) и уточняйте существенные моменты, в том числе возможные способы урегулирования просроченной задолженности.
Если же, в силу сложившихся обстоятельств, у Вас возникла просроченная задолженность.
Не уклоняйтесь от возврата задолженности. Заемные средства необходимо возвращать. Закон не освобождает от гражданской ответственности и исполнения добровольно взятых на себя обязательств.
Не уклоняйтесь от общения с кредитором. К Вам никто не настроен негативно. Кредитор не меньше Вас заинтересован в достижении соглашения о порядке и способах погашения долга. Кредитор изначально не заинтересован возвращать долг в судебном порядке или прибегать к услугам "коллекторских агентств". Для него это крайняя мера, требующая дополнительных финансовых и временных затрат. Поговорите с ним.
Не общайтесь анонимно: если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не воспрещает Вам просить копии этих документов, либо их фотографировать).
Позвоните кредитору первыми. Узнайте возможные способы решения проблемы (отсрочка, реструктуризация, выкуп долга и т.д.). Во многих кредитных организациях действуют соответствующие программы урегулирования вопросов задолженности. Предложите свои варианты. Начните диалог!
Если Вы имеете займы и иные денежные обязательства, сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, на период исполнения договора, а также в течении 3 лет после его исполнения. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
Если вы заметили, что кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте вашу беседу с помощью диктофона (аудио - и видеофиксация общения). Как правило, предупреждение оппонента о том, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным.
Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору связи, попросите у него распечатку (детализацию) звонков, содержащую время звонков, номера абонентов.
При поступлении в Ваш адрес угроз причинения вреда здоровью или имуществу, угрозе убийством от лиц, осуществляющих действия по возврату просроченной задолженности, незамедлительно сообщайте об этом в правоохранительные органы по месту жительства (нахождения).
При попытке неизвестных лиц, под видом проведения переговоров о возврате просроченной задолженности, проникнуть в Ваш дом, незамедлительно вызывайте сотрудников полиции, привлеките внимание соседей, которые станут свидетелями противоправных действий.
Требуйте у "коллекторов" предъявить документы, чтобы в случае их ухода до момента прибытия полиции (обычно именно так и получается), Вы смогли подать заявление в правоохранительные органы. Запомните: наложение ареста на имущество должника с составлением «Акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества)» осуществляется только судебным приставом-исполнителем в соответствии с полномочиями, которые он получает на основании вступившего в законную силу судебного акта. Коллекторы к этому процессу не имеют никакого отношения.
Не передавайте "коллектору" наличные денежные средства. Погашайте задолженность через кассу кредитора либо иной кредитной организации с обязательным получением платежных документов, подтверждающих факт внесения денег. Незамедлительно проверяйте правильность их оформления.
Если у Вас задолженность, к Вам уже приходили (звонили) "коллекторы" и Вы не знаете как поступить - позвоните сотрудникам профильного отдела аппарата Управления, запишитесь и приходите на личный прием. Квалифицированные специалисты уже на первичном приеме ответят на большинство Ваших вопросов. Разъяснят установленные порядок и способы осуществления возврата просроченной задолженности, права и обязанности должника и кредитора. Подскажут как написать официальное обращение, а также подготовить необходимые документы для его скорейшего рассмотрения и, в случае необходимости, принятия мер к нарушителям и восстановления Ваших прав.
При письменном обращении в Федеральную службу судебных приставов для полноты и оперативности рассмотрения Вашего заявления целесообразно в нем детально, полно в хронологическом порядке изложить события и факты с приложением следующих документов:
1) Копии паспорта;
2) Копий договоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии судебных актов о взыскании денежных средств;
3) Детализации смс-сообщений и телефонных звонков от оператора сотовой связи; копий договоров на оказание услуг, заключённых с операторами связи;
4) Аудиозаписи общения (на компакт-диске, флеш-носителе);
5)Оригиналов почтовых сообщений и конвертов к ним (при их наличии);
6) Цифровых копий изображения экрана монитора компьютера («Скриншоты»), свидетельствующих о размещении на интернет-ресурсах негативной информацию в отношении должника;
7) Распечатанных копий электронных писем;
8) Копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы;
9) Копий ответов из территориального органа Центрального банка Российской Федерации или прокуратуры, если обращались в эти органы.
Помните, что при соблюдении указанных рекомендаций
Вы сможете не только избежать негативных моментов, защитить (восстановить) свои права, но и принести пользу обществу и государству!
Адрес для направления почтовой корреспонденции: 410000, г. Саратов, Театральная пл., д. 11
Управление ФССП России по Саратовской области
Адрес осуществления личного приема: 410000, г. Саратов, ул. Валовая, д. 36
Отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности
Управления ФССП России по Саратовской области
Контактный телефон: 8 (8452) 23-81-26
Кто из перечисленных, по вашему мнению, был лучшим мэром Саратова