Кто будет платить утилизационный сбор?
С 1 сентября 2012 года возникнет обязанность по уплате сбора за безопасную утилизацию утративших свои потребительские свойства транспортных средств. Госдумой принят закон, устанавливающий правовые основы для развития в России системы безопасной утилизации основных категорий автотранспортных средств.
Как пояснил специалист Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Дмитрий Ватаман, принятым законом внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», а также в Бюджетный кодекс.
Изменения направлены на установление обязанности по уплате сбора за безопасную утилизацию утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации автомобилей. Помимо этого, нововведения также определяют порядок уплаты такого сбора.
Платить утилизационный сбор будут лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, производители транспортных средств в Российской Федерации, владельцы транспортных средств, которые приобрели транспортные средства у лиц, не уплачивающих сбор.
Порядок взимания сбора, его исчисления, размеры устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При установлении сбора предполагается учитывать год выпуска транспортного средства, его массу, другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты при утилизации.
По информации, предоставленной юристом, до настоящего времени ставки утилизационного сбора не известны и не утверждены Правительством РФ.
Предусмотрены исключения по уплате утилизационных сборов для отдельных категорий лиц, пользующихся установленными льготами при ввозе автомобилей на территорию Российской Федерации, для производителей, принимающих на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств.
Кроме того, не будут оплачивать сбор беженцы и вынужденные переселенцы при ввозе в Россию транспортных средств в качестве личного имущества. Освобождены от уплаты сбора дипломатические и консульские представительства, международные организации, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудники таких представительств, учреждений, организаций и члены их семей.
К исключениям отнесены также транспортные средства, выпущенные более тридцати лет назад и не используемые для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. Владельцы таких раритетных автомобилей также не будут оплачивать сбор.
Безусловно, решение вопроса безопасной утилизации транспортных средств необходимо. Однако, несмотря на заверения авторов законопроекта, нагрузка по утилизации ляжет, в конечном итоге, на потребителей, поскольку размер утилизационного сбора будет, скорее всего, заложен в стоимости приобретаемого автомобиля.
Вне всякого сомнения, для реального решения проблемы безопасной утилизации транспортных средств потребуется еще немало усилий как законодателей, так и Правительства. На данный момент пока сделан лишь первый, необходимый шаг в этом направлении.